Каковы принципиальные отличия вальдорфской куклы от промышленной куклы? 

Чтобы понять отличие вальдорфских игрушек от традиционных, нужно совершить маленький экскурс в вальдорфскую методику воспитания детей, или как ее еще называют – вальдорфскую педагогику. Она существует уже более 100 лет и в последнее время приобретает все большую популярность во всем мире, в том числе и в России. Основной подход здесь основан на естественном, не опережающем развитии. Основная идея – ребенок всему может научиться через игру, естественным образом впитывая необходимые для него в данный период знания и навыки – навыки самообслуживания, общения, построение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Другой основной метод – воспитание через творчество, когда ребенок реализует свои фантазии и может дать волю воображению. Взрослые, лишь, умело направляют его в нужное русло. Такой подход формирует внутренне свободную личность. И вот здесь на помощь родителям и воспитателям приходит вальдорфская кукла, как неотъемлемая часть вальдорфской педагогики. Кукла, вообще,  имеет особое значение в воспитании ребенка. Именно с куклы начинается знакомство грудничка с игрушками, именно кукла участвует в играх подрастающего малыша. Поэтому очень важно, какая она будет, с чего ребенок начнет познавать мир. А познавать его ребенок начинает на ощупь. Поэтому кукла должна быть сделана из приятного мягкого материала.

Что принципиально отличает вальдорфскую  куклу от обычных игрушек?

Это ее натуральность и ручное изготовление. Это всегда тряпичная кукла. В идеале – сшитая мамой для своего ребенка. На самом деле эта игрушка очень непроста и трудоемка в изготовлении.  

Об основных чертах, присущих вальдорфским куклам 

Ещё раз скажем, что материал, из которого создается эта кукла, всегда натуральный – это хлопок, лен, шерсть. Вторая особенность – это соответствие куклы возрасту ребенка. Именно здесь наиболее тщательно соблюдается принцип вальдорфской педагогики о не опережающем развитии. О соответствии куклы возрасту ребенка будет чуть позже. Ещё одна важная особенность вальдорфской куклы – её пропорции. Голова довольно большая, – одна треть всего тела куклы. Это соответствует пропорциям тела малыша. Ребенок, играя с такой куклой, получает представление о самом себе, о человеческом теле и человеческом облике, вообще. Что интересно, для развития эмоциональной сферы вальдорфская кукла никогда не наделяется четким выражением лица. Тогда ребенок  в процессе игры может представить её с радостью, удивлением, может заставить ее смеяться или грустить. А это очень важно для развития сопереживания!

Куклы для детей от рождения до двух с половиной лет 

В этом возрасте ребенку важна игрушка, которую он будет чувствовать на ощупь. Она должна быть мягкой, нежной и маленькой, так, чтобы ему удобно было брать ее в руки. Игрушка должна быть предельно простой, с круглой плотной головкой и мягким тряпичным тельцем без набивки. Их еще называют куклы-бабочки, узелковые или пеленашки. Лицо у такой куклы не прошивается вообще, – для ребенка это пока не имеет значения. Кукла не имеет съемной одежды, ведь ребенок пока не сумеет одеть или раздеть ее. Главное, чтобы кукла оживала в маминых руках, выражая любовь и заботу о малыше. От двух с половиной до пяти лет. К трем годам ребенок уже достаточно самостоятелен, он уже овладел основными навыками самообслуживания и начинает осознавать себя личностью. Окружающий его мир уже конкретизировался, ему необходима более сложная кукла, похожая на него. Поэтому кукла для детей такого возраста уже имеет ручки и ножки, у нее должно быть прорисовано лицо, волосы – пока короткие, съемная одежда. Возможность раздевать и одевать куклу способствует развитию у ребенка мелкой моторики. Тело куклы должно быть пластичным, чтобы в процессе игры ей можно было придать различные позы.

Вальдорфские куклы для детей от пяти лет и старше 

В пятилетнем возрасте дети начинают осваивать ролевые игры, поэтому кукол должно быть несколько, и они должны быть разные. Объединяет их одно – они, опять же, должны соответствовать возрасту ребенка. На ручках и ножках кукол уже оформляются пальчики, для них можно сшить несколько сменных нарядов. Это могут быть уже куклы-девочки и куклы-мальчики. Черты лица должны быть уже не просто намечены, а прошиты более выпукло. С этими куклами уже можно разыгрывать целые спектакли, в которых активное участие ребенка будет способствовать его эмоциональному развитию и дальнейшей социализации. Размеры кукол для разных возрастов могут быть любыми, от самых крошечных кукол, которых можно взять с собой на прогулку, до больших – около 50 сантиметров. Но, в любом случае, они должны так радовать ребенка, чтобы  он не хотел с ними расставаться.

Как научить ребенка играть в куклы 

Игра в жизни ребенка занимает такое важное место, что значение ее трудно переоценить. Это способ изучения мира, один из методов социализации ребенка. С помощью игры ребенок воспроизводит жизненные ситуации так, как он их видит. Но научить ребенка играть, чтобы он мог занимать себя самостоятельно – это не главная задача родителей. Научить его играть – это значит развивать и воспитывать его! Игра в куклы для маленького ребенка – сложная задача. Не имея жизненного опыта, он не может разнообразить игровые сюжеты. Вот здесь на помощь должны прийти взрослые. Оказывается, куклу можно покормить за обедом, уложить спать, спеть ей песенку – как малышу поет перед сном мама, можно собрать ее на прогулку, покатать в коляске. Много чего можно придумать. В этих играх ребенок познает самого себя, воспринимая ее как свое второе Я.  Вальдорфская кукла, как никакая другая, подходит для таких игр. Она, в отличие от "покупных" кукол, открыта для придания ей, любых эмоций. Ребенок может сердиться, улыбаться, смеяться, грустить и в процессе игры наделять этими чувствами свою куклу. Воспользуйтесь моментом, чтобы объяснить ребенку, почему, например, кукла грустит и что нужно сделать, чтобы ее развеселить, а если плачет – как ее утешить. Для создания сюжетных игр должны быть подходящие "реквизиты" – кукольная одежда, мебель, машинки. Но самое главное, чтобы был сам сюжет. Поэтому, на первых порах, режиссером должен быть взрослый. И помните, воспитание игрой – это хорошая возможность избежать бесполезных нравоучений и научить многому своего ребенка именно через игру. И через творчество, потому что любая игра – это всегда полет фантазии.

 

Источник: letidor.ru